Новости республики

12.12.2013

Госкомимущество: начальная цена продажи госдоли МТС $863 млн.

/Лилия Крапивина - БЕЛТА/. Начальная цена продажи доли СООО "МТС" $863 млн. Об этом сообщили БЕЛТА в Госкомимуществе Беларуси.

Госкомитет по имуществу известил о проведении конкурсного отбора для продажи находящейся в собственности Беларуси и хозяйственном ведении РУП "Белтелеком" доли в уставном фонде совместного общества с дополнительной ответственностью "Мобильные ТелеСистемы". На продажу выставлена доля в размере 51%. Конкурсный отбор инвестора для осуществления продажи доли МТС состоится 6 февраля 2014 года в Минске.

Условия продажи доли СООО "МТС" - сохранение процента охвата территории Беларуси услугами подвижной электросвязи не ниже уровня, зафиксированного в государственной статотчетности за последний отчетный период, предшествующий заключению договора купли-продажи. Документы на участие в конкурсном отборе принимаются до 5 февраля 2014 года.

В конкурсе могут участвовать как резиденты, так и нерезиденты Беларуси. По результатам рассмотрения предложений участников конкурсного отбора комиссия определяет выигравшего участника, который предлагает наивысшую цену доли МТС.

Ранее начальная цена продажи госпакета доли белорусского оператора МТС составляла $1 млрд. Первая оценка проводилась в 2010 году. Она неоднократно выставлялась на аукционы с 2011 года, но не была продана.

12.12.2013

Транспортная госпошлина будет направляться 50/50 в республиканский и местные бюджеты на финансирование дорог

/Анна Кот - БЕЛТА/. Государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении будет распределяться 50/50 между республиканским и местными бюджетами и направляться на финансирование работ по строительству и реконструкции дорог. Об этом сообщил сегодня на расширенном заседании Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам заместитель министра финансов Беларуси Максим Ермолович, передает корреспондент БЕЛТА.

"В проект закона о республиканском бюджете на 2014 год внесена норма, которая предусматривает распределение средств, поступающих от уплаты государственной пошлины, между республиканским и местными бюджетами в соотношении 50 на 50, то есть половина пошлины будет поступать в республиканский бюджет и направляться на строительство и реконструкцию автомобильных дорог республиканского уровня, половина будет направляться в местные бюджеты. При распределении средств между областными бюджетами будет учитываться сеть дорог, ее состояние, качество, протяженность", - отметил замминистра.

Предусматривается, что средства местных бюджетов будут направляться на финансирование строительства и реконструкции местных автомобильных дорог, а также улиц, являющихся продолжением таких дорог. Часть средств будет направляться и в город Минск, на улицы, являющиеся продолжением магистральных автомобильных дорог, для того, чтобы повысить качество и улучшить состояние наиболее загруженных автомобильным транспортом улиц города.

Что касается распределения средств между бюджетами базового уровня, то здесь предоставляется право областным советам депутатов своим решением распределять средства и доводить их до уровня районного бюджета с тем, чтобы финансирование дорог, строительство дорог и улиц осуществлялось непосредственно из бюджетов базового уровня. "Это наиболее рациональный подход, и надеюсь, что областными советами депутатов распределение будет осуществляться также в зависимости от качества и протяженности дорог, наиболее острой необходимости их ремонта. Мы готовы силами казначейства доводить эти средства непосредственно из республиканского бюджета до районного бюджета сразу же, если будет принято соответствующее решение", - сказал Максим Ермолович.

Исходя из количества зарегистрированных транспортных средств, а также количества транспортных средств, прошедших государственный технический осмотр в 2012 году, поступления в бюджет в 2014 году оцениваются в Br1,6 трлн. С учетом введения сбора появляется возможность увеличить бюджетные расходы на дорожное хозяйство в 2014 году более чем в 2 раза.

Как сообщалось, введение государственной пошлины за допуск автомобилей к дорожному движению - одно из новшеств 2014 года. На расширенном совместном заседании постоянных комиссий Палаты представителей по экономической политике и по бюджету и финансам было отмечено, что ставки госпошлины будут установлены в размере от 1 до 25 базовых величин в зависимости от массы и вида транспортного средства, а также от того, кто им владеет - физическое или юридическое лицо. Взиматься пошлина для упрощения администрирования будет во время прохождения техосмотра транспортного средства. Аналогичный транспортный налог существует и за рубежом.

09.12.2013

Правила ведения охоты и рыболовства в Беларуси изданы в новой редакции

/Корр. БЕЛТА/. Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты и Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства в Беларуси изданы в новой редакции. Как сообщили БЕЛТА в пресс-службе Президента, Александр Лукашенко подписал указ №551, которым вносятся изменения и дополнения в указы от 8 декабря 2005 года №580 "О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими" и от 26 апреля 2010 года №200 "Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан".

Согласно данному указу излагаются также в новой редакции приложения к Государственной программе развития охотничьего хозяйства на 2006-2015 годы. При этом учтены практика применения действующих норм правил охоты и рыболовства, а также обращения граждан, предложения государственных органов, научных организаций, пользователей охотничьих и арендаторов рыболовных угодий.

В правилах охоты исключены вопросы, регулируемые другим законодательством, в частности порядок проведения торгов, и вопросы технического характера, которые должны регулироваться техническими нормативными актами (порядок проведения учетов и планирования добычи охотничьих животных, вопросы проведения охотоустройства, формы паспорта пользователя охотничьих угодий). Вместе с тем сохранены и в некоторых случаях детализированы все основные нормы правового характера, касающиеся физических и юридических лиц.

В правилах применены единые подходы к ведению охотничьего хозяйства и охоты всеми пользователями охотничьих угодий независимо от ведомственной подчиненности.

Определено, в каких случаях передача в аренду охотничьих угодий проводится без проведения торгов.

По предложениям общественности из правил охоты исключено понятие "дикие животные нежелательных видов".

Регулирование распространения и численности баклана и цапли серой разрешается только на территории рыбоводных организаций.

В целях упрощения процедуры приобретения охотниками охотничьих путевок предусматривается их реализация через специализированную информационную систему в сети Интернет, которая разработана по заданию Минлесхоза и в настоящее время проходит производственную апробацию и отладку.

Введены закрепленные в правилах охоты административные процедуры выдачи нового государственного удостоверения на право охоты по истечении срока действия выданного ранее, выдачи дубликата государственного удостоверения на право охоты, внесения изменений и дополнений в государственное удостоверение на право охоты. Одновременно вносится изменение в административную процедуру выдачи государственного удостоверения на право охоты, суть которого в обязательности прохождения подготовки к специальному охотничьему экзамену, что позволит повысить правовой, экологический, морально-этический уровень, стрелковую подготовку начинающих охотников.

Увеличен размер платы до 0,5 базовой величины за регистрацию охотничьих собак и 0,25 базовой величины за регистрацию ловчих птиц, подсадных и иных диких животных, используемых для охоты, натаски, нагонки и проведения соревнований.

Повышен уровень принятия решений о предоставлении в аренду охотничьих угодий за счет передачи этих функций от районных Советов депутатов облисполкомам. Предусмотрено введение механизма аккредитации Минлесхозом совместно с Минприроды, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Беларуси и облисполкомами юридических лиц, арендующих охотничьи угодья, в порядке, определяемом Советом Министров.

Дополнительно конкретизированы основания расторжения облисполкомами договоров аренды охотничьих и рыболовных угодий в связи с выявленными нарушениями законодательства.

Изложены в новой редакции определения понятий "охота", "рыболовство", "незаконное рыболовство".

В целях предупреждения фактов незаконной охоты будут внесены соответствующие дополнения в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие санкции за приобретение, хранение, перемещение, перевозку (транспортировку), разделку и переработку незаконно добытых диких животных.

Указом предусмотрено увеличение в среднем в 3 раза размера такс, применяемых для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде физическими и юридическими лицами в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных и вредного воздействия на среду их обитания.

При охоте на пушных и пернатых диких животных охотничьих видов ношение патронов, снаряженных пулей и картечью, запрещено.

В новой редакции правил рыболовства исключены вопросы, регулируемые другими законодательными актами.

Вместе с тем в правилах рыболовства сохранены и в некоторых случаях детализированы основные нормы правового характера, касающиеся ведения рыболовного хозяйства юридическими лицами и любительского рыболовства физическими лицами.

В целях оптимизации ведения рыболовного хозяйства и рыболовства внесены следующие изменения и дополнения.

Из состава основных понятий и их определений исключено понятие "браконьерство", введено понятие "незаконное рыболовство". Определение данного понятия приведено в соответствие с Уголовным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях.

В соответствии с Водным кодексом введено понятие "четвертая категория водотоков - протяженностью до 5 км". Определено, в каких случаях передача в аренду рыболовных угодий проводится без торгов.

В целях повышения ответственности арендаторов рыболовных угодий за их пользование установлен срок заключения договора аренды рыболовных угодий не менее десяти лет (по действующим правилам - пять лет).

Правила рыболовства дополнены положением о том, что пользователь рыболовных угодий один раз в пять лет проходит аккредитацию на право ведения рыболовного хозяйства в порядке, установленном Советом Министров. Аккредитацию осуществляет Минсельхозпрод совместно с Минприроды, Госинспекцией и облисполкомами.

В правила рыболовства вводится условие расторжения договора аренды по требованию местного исполнительного и распорядительного органа на основании решения местного Совета депутатов, согласованного с Минсельхозпродом.

В целях информирования граждан и юридических лиц о заключении и расторжении договоров аренды рыболовных угодий соответствующая информация размещается на официальном сайте Минсельхозпрода.

В части промыслового рыболовства правила дополнены несколькими условиями. В частности, промысловое рыболовство осуществляется юридическими лицами в фонде запаса рыболовных угодий по квотам, которые реализуются облисполкомами в порядке и на условиях, установленных Советом Министров.

В случае неосвоения квот на вылов рыбы арендатором рыболовных угодий в течение одного года после заключения договора аренды данных угодий квоты на вылов рыбы на следующий год не устанавливаются и договор аренды подлежит расторжению в установленном порядке.

Промысловые билеты и тоневые журналы изготавливаются и выдаются арендаторам рыболовных угодий облисполкомами в установленном законодательством порядке.

Номенклатура и количество разрешенных к применению орудий промыслового рыболовства определяются в биолого-экономическом или рыбоводно-биологическом обосновании на основании методики, утверждаемой Минсельхозпродом.

Упорядочено использование маркировочных знаков: при утере арендатором рыболовных угодий маркировочных знаков повторное обозначение знаками промысловых орудий рыболовства проводится после возмещения бюджетных средств, затраченных на их изготовление.

Ужесточены требования при получении промыслового билета: для его получения дополнительно должна быть представлена информация из единого государственного банка данных о правонарушениях по физическим лицам, которые будут осуществлять промысловое рыболовство.

В части организации платного любительского рыболовства исключены интенсивные способы лова рыбы, упрощен лов рыбы на дорожку с судов с двигателями и подводная охота в фонде запаса. Указом предусмотрен лов рыбы указанными способами бесплатно во всех рыболовных угодьях фонда запаса, за исключением рыболовных угодий, перечень которых определяется Минсельхозпродом по согласованию с Минприроды, а также на водотоках, на которых не организовано платное любительское рыболовство. Право на любительское рыболовство указанными способами лова остается за членами РГОО "БООР".

По любительскому рыболовству в связи с постоянно возникающими конфликтными ситуациями промысловиков и рыболовов-любителей установлен запрет на любительское рыболовство на расстоянии 50 м от обозначенных промысловых орудий рыболовства, с одновременным использованием более 5 орудий рыболовства одного или различных видов с общим количеством крючков более 5 штук.

Введены требования к гражданам, осуществляющим любительское рыболовство: поддерживать надлежащее санитарное состояние рыболовных угодий, не оставлять на их берегах, а также на льду мусор и другие отходы, не допускать засорения и загрязнения рыболовных угодий иным образом, а также не допускать повреждений указателей, щитов, аншлагов, установленных вблизи рыболовных угодий, в водоохранных зонах и прибрежных полосах.

Дифференцированы сроки весеннего запрета на лов рыбы при промысловом и любительском рыболовстве.

Правилами рыболовства при заключении договора аренды рыболовных угодий для ведения рыболовного хозяйства предусматриваются льготные условия на осуществление платного любительского рыболовства ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам I и II группы, несовершеннолетним лицам до 16 лет и местным жителям.

Зарыбление рыболовных угодий, предоставленных в аренду (пользование), осуществляется за счет средств арендатора (пользователя) рыболовных угодий.

Зарыбление фонда запаса рыболовных угодий производится за счет средств местных бюджетов и других источников, а также средств РГОО ""БООР", полученных за право осуществления любительского рыболовства в фонде запаса рыболовных угодий в светлое время суток.

Предоставлено право лицам, осуществляющим охрану арендованных рыболовных угодий, останавливать в арендованных рыболовных угодьях транспортные средства, производить досмотр вещей, транспортных средств, орудий добычи рыбы, продукции рыболовства, а также личный досмотр лиц, совершивших правонарушения.

02.12.2013

Лукашенко подписал пакет документов по совершенствованию деятельности судов и органов юстиции

/Корр. БЕЛТА/. Президент Беларуси Александр Лукашенко 29 ноября подписал пакет документов по совершенствованию деятельности судов и органов юстиции. Это декрет №6 "О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь", указ №529 "О некоторых вопросах деятельности судов Республики Беларусь" и указ №530 "О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов", сообщили БЕЛТА в пресс-службе белорусского лидера.

В соответствии с подписанными актами главы государства с 1 января 2014 года общие и хозяйственные суды республики объединяются в единую систему судов общей юрисдикции. Возглавит эту систему единый высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и экономическим делам - Верховный суд. При этом хозяйственные суды областей и Минска будут переименованы в экономические и продолжат свое функционирование как суды соответствующей специализации.

В связи с объединением Верховного и Высшего хозяйственного судов предусматривается создание общих органов судейского сообщества, а также наделение Верховного суда, его Пленума и Президиума полномочиями, отнесенными в настоящее время к компетенции Высшего хозяйственного суда и его соответствующих органов.

При этом к Верховному суду переходят все функции по организационному, материально-техническому и кадровому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции.

Объединение Верховного суда и Высшего хозяйственного суда позволит устранить трудности в определении подведомственности судебных дел, обеспечить единство судебной практики применения законодательства и толкования норм материального права, создать эффективную и понятную систему специализированных судов, возглавляемую единым высшим судебным органом, а впоследствии и унифицировать процессуальное законодательство.

Следующим этапом реформирования судебной системы является упразднение с 1 июля 2014 года Военной коллегии Верховного суда и военных судов, их квалификационной коллегии и конференций.

Все полномочия Белорусского военного суда и межгарнизонных военных судов перейдут к областным (Минскому городскому) и районным (городским) судам общей юрисдикции.

Указанные преобразования позволят установить единые подходы к подсудности дел в отношении гражданских лиц и военнослужащих, исключить случаи возможного ведомственного влияния, обеспечить независимость и беспристрастность судей при принятии решений.

Проведение судебной реформы обуславливает необходимость объединения судебных исполнителей общих и хозяйственных судов в единую службу.

С учетом специфики деятельности судебных исполнителей, связанной с исполнением как судебных постановлений, так и иных исполнительных документов других государственных органов, предусматривается образование системы органов принудительного исполнения, подчиненной органам исполнительной власти.

В этой связи с 1 января 2014 года функции по обеспечению принудительного исполнения будут возложены на Министерство юстиции и главные управления юстиции облисполкомов (Минского горисполкома), в структурах которых будут созданы соответствующие подразделения.

Общую координацию работы данной системы будет осуществлять Министерство юстиции. Обеспечением деятельности территориальных органов принудительного исполнения - областных управлений принудительного исполнения и районных отделов принудительного исполнения будут заниматься местные исполнительные и распорядительные органы.

Такая модель построения органов принудительного исполнения позволит обеспечить процессуальный порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей нижестоящих органов вышестоящему органу принудительного исполнения (должностному лицу), а затем в судебном порядке.

Указанные преобразования не повлекут дополнительных расходов бюджетных средств и увеличения штатной численности судей и работников аппаратов судов, Министерства юстиции и главных управлений юстиции облисполкомов (Минского горисполкома).

27.11.2013

В Беларуси принято решение о переносе рабочих дней в 2014 году

Елена Прус - БЕЛТА/. В Беларуси принято решение о переносе рабочих дней в 2014 году. Такое решение содержится в постановлении Совета Министров от 25 ноября текущего года №1012. Об этом сообщили корреспонденту БЕЛТА в пресс-службе белорусского правительства.

Рабочие дни в 2014 году переносятся следующим образом:
с четверга 2 января на субботу 4 января;
с понедельника 6 января на субботу 11 января;
со среды 30 апреля на субботу 3 мая;
с пятницы 4 июля на субботу 12 июля;
с пятницы 26 декабря на субботу 20 декабря.

Организациям предоставлено право с учетом специфики производства (работы) осуществлять перенос рабочих дней в ином порядке в соответствии с законодательством.

25.11.2013

Александр Андриевский отстранен от должности главного тренера ХК "Динамо-Минск"

/Корр. БЕЛТА/. Главный тренер ХК "Динамо-Минск" (КХЛ) Александр Андриевский сегодня отстранен от занимаемой должности, сообщает БЕЛТА со ссылкой на официальный сайт столичной дружины.

"В связи с неудовлетворительным выступлением основной команды ХК "Динамо-Минск" и невыполнением поставленных наблюдательным советом задач Александр Андриевский временно отстранен от занимаемой должности. Исполняющим обязанности главного тренера назначен старший тренер Любомир Покович", - говорится в официальном сообщении.

Александр Андриевский дважды был у руля единственного белорусского клуба КХЛ - в сезоне 2009/10, а также с сезона 2012/13 по настоящее время.

24 ноября минское "Динамо" проведет очередной домашний матч регулярного чемпионата КХЛ против магнитогорского "Металлурга"

20.11.2013

Экзамен для поступающих на госслужбу в Беларуси усовершенствуют

/Корр. БЕЛТА/. Экзамен для поступающих на госслужбу в Беларуси усовершенствуют. Такое решение было принято во время научно-практического семинара "Пути совершенствования квалификационного экзамена для лиц, впервые поступающих на государственную службу", который прошел 19 ноября в Академии управления при Президенте Республики Беларусь, сообщили БЕЛТА в пресс-службе вуза.

Принявшие в семинаре участие руководители кадровых служб государственных органов и организаций республики решили, что в Беларуси назрела необходимость пересмотра учебно-методических материалов для подготовки к экзамену с учетом динамики социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси, направлений ее внешней и внутренней политики. Специалисты Академии управления предложили дополнить экзаменационные материалы разделом "Основы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь". Знания о тенденциях в этой сфере будут дополнительным критерием оценки компетентности современного госслужащего.

В числе вопросов, разработанных для нового раздела, - участие Беларуси в универсальных и региональных международных организациях, обеспечение национальной безопасности, заключение и исполнение международных договоров, перспективы формирования Евразийского экономического союза, стратегические цели и сферы реализации внешней политики, меры по защите экономических интересов страны при осуществлении внешней торговли. Спектр тем также касается развития Союзного государства Беларуси и России, Содружества Независимых Государств и иных интеграционных образований.

Участники научно-практического семинара приняли решение к апрелю 2014 года разработать ответы на экзаменационные вопросы по разделу "Основы внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь", а к ноябрю - обновленную редакцию пособия по подготовке к сдаче квалификационного экзамена для лиц, впервые поступающих на госслужбу. Запланировано создать электронный учебно-методический комплекс на основе использования современных технологий дистанционного обучения.

Заседания в рамках постоянно действующего семинара по обмену опытом в сфере госуправления будут проходить на базе НИИ теории и практики госуправления Академии управления с периодичностью раз в 6 месяцев. Семинар, который состоится в первом квартале 2014 года, будет посвящен оценке госслужащих в процессе выполнения должностных обязанностей.

19.11.2013

В Беларуси предлагается образовать единую систему судов общей юрисдикции

/Алина Гришкевич - БЕЛТА/. В Беларуси предлагается образовать единую систему судов общей юрисдикции, в которую войдут общие и хозяйственные суды. Возглавит эту систему Верховный суд. Об этом заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко сегодня на совещании по вопросу совершенствования деятельности судов и органов юстиции, передает корреспондент БЕЛТА.

Глава государства подчеркнул, что по его поручению Администрацией Президента и созданной группой во главе с заместителем главы Администрации Валерием Мицкевичем совместно с заинтересованными госорганами проработаны возможные варианты усовершенствования судебной системы и внесены принципиальные предложения.

Президент отметил, что предлагается образовать именно единую систему судов общей юрисдикции (а не просто механически объединить) на принципиально новой, желательно, основе.

Речь также идет о том, чтобы передать создаваемой судебной системе функции по организационному, материально-техническому и кадровому обеспечению судов. Предлагается также объединить судебных исполнителей в единую службу в рамках Министерства юстиции. Есть ряд и других, более второстепенных предложений. Президент подчеркнул, что сегодня прежде чем принимать решения, хотел бы услышать объективную оценку этих предложений. "Хотелось бы услышать все положительные и отрицательные моменты объединения общих и хозяйственных судов, выработать механизм решения других вопросов, неразрывно связанных с таким преобразованием", - подчеркнул Александр Лукашенко.

19.11.2013

Контроль за своевременным прохождением техосмотра будет усилен в Беларуси с 20 ноября

/Татьяна Иванюк - БЕЛТА/. Специалисты УП "Белтехосмотр", УГАИ МВД и Транспортной инспекции Минтранса 20 ноября откроют республиканскую декаду "Гостехосмотр". Об этом БЕЛТА сообщили в пресс-службе Министерства транспорта и коммуникаций республики.

Будет усилен контроль за своевременным прохождением государственного технического осмотра транспортных средств. "Рейдовые группы, в состав которых войдут сотрудники ГАИ, Транспортной инспекции и предприятия "Белтехосмотр", будут в первую очередь обращать внимание на автомобили, эксплуатирующиеся без разрешительной наклейки на ветровом стекле, а также имеющие явные несоответствия по внешнему виду", - уточнили специалисты.

В столице и областных центрах особое внимание будет уделено транспортным средствам, в которых перевозят пассажиров, и автомобилям-такси.

Автовладельцы, эксплуатирующие транспортные средства без своевременно пройденного гостехосмотра, будут привлечены к административной ответственности. Сумма штрафа за такое нарушение составляет до двух базовых величин (одна базовая величина в настоящее время равняется Br130 тыс.)

Декада традиционно проводится дважды в год - весной и осенью. "Ее основная цель - напомнить автовладельцам, что своевременно пройденный гостехосмотр - залог безопасности всех участников движения на дорогах республики", - отметили в пресс-службе Минтранса.

19.11.2013

В Беларуси утвержден перечень предприятий, которые нельзя банкротить

/Корр. БЕЛТА/. В Беларуси утвержден перечень предприятий, обеспечивающих функционирование стратегически значимых отраслей экономики и иные важные государственные потребности. Перечень утвержден постановлением Совета Министров Беларуси №964 от 11 ноября 2013 года, вступившим в силу после опубликования на Национальном правовом портале, сообщает корреспондент БЕЛТА.

В перечне 101 юридическое лицо, они перечислены по принципу ведомственного подчинения. Среди семнадцати групп самая крупная (26 позиций) - предприятия Минпрома, в том числе "Атлант", БелАЗ, "Витязь", "Интеграл", МТЗ и другие гиганты промышленности. Вторая по численности группа (20 позиций) подведомственна Государственному военно-промышленному комитету, среди предприятий - "Агат", "Волат", "Радар", "Пеленг". В перечне также 10 предприятий "Белгоспищепрома", среди которых производители сахара и алкоголя. Концерн "Белнефтехим" представлен 9 юрлицами, среди которых производители калийных и азотных удобрений, химических волокон, шин, нефтепродуктов.

Данный перечень утвержден в целях реализации закона "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" от 13 июля 2012 года. В соответствии со статьей 3 данного закона к указанным в перечне предприятиям законодательство о банкротстве не применяется, за исключением нескольких статей, регулирующих вопросы оказания помощи.

Как рассказал директор Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Беларуси Александр Мирониченко, принятие данного закона и утверждение соответствующего перечня юрлиц являются продолжением практики применения в стране процедуры банкротства под контролем государства. Предприятия для включения в перечень отбирались в соответствии с определенными критериями, которые также вырабатывались с участием всех заинтересованных органов госуправления. Получившийся перечень, по оценке Александра Мирониченко, в несколько раз меньше предыдущих подобных документов, и это те предприятия, без которых функционирование экономики действительно невозможно.

Контроль за механизмами банкротства в Беларуси применяется согласно указу Президента от 12 ноября 2003 года №508 "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)". Некоторые моменты были доработаны и адаптированы к реалиям указом №328 от 25 июня 2010 года "О некоторых мерах по оптимизации проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства)". В новой редакции закона все основные положения указов нашли свое отражение с целью выполнения главной задачи, поставленной главой государства, - не допустить бесконтрольного применения механизма банкротства для защиты экономических интересов Беларуси. Это реализовано через деятельность комиссий, созданных при республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах. Как отметил Александр Мирониченко, каждое предприятие под контролем этих комиссий еще на ранней стадии подвергается серьезной работе по предупреждению несостоятельности, которая включает применение всех возможных инструментов по восстановлению платежеспособности - не только предоставление финансовой помощи и соответствующих льгот, но прежде всего мер модернизации и финансового менеджмента.

Как подчеркнул Александр Мирониченко, работа комиссий была отработана еще задолго до известных кризисных явлений конца первого десятилетия этого века и продолжает играть свою положительную роль и сейчас. Учитывая всю созданную систему, практическое значение упомянутого перечня сегодня не такое важное, как раньше. Защитные меры срабатывают на этапе более раннем, чем может начаться процедура банкротства. Однако занесение юрлица в данный перечень, по мнению директора департамента, своего рода знак и для органов госуправления, и для самих предприятий и их работников, что они должны усиленно решать все вопросы, связанные с развитием этого предприятия. Александр Мирониченко высказал уверенность, что даже если перечень отменить, то вероятность возбуждения в отношении перечисленных предприятий процедуры банкротства стремится к нулю, поскольку прежде сработают механизмы оздоровления его экономического состояния. Однако говоря о возможных перспективах отмены подобного перечня, Александр Мирониченко сообщил, что этот вопрос также прорабатывался и пока негативные факторы от такого решения перевесили бы позитивные.

Еще одно практическое значение перечня - это своего рода гарантия правительства, сигнал всем сотрудничающим с конкретным предприятием организациям, что это надежное предприятие, что его платежеспособность будет гарантированно поддержана.