Комиссия по противодействию коррупции Полоцкого районного исполнительного комитета

План работы комиссии по противодействию коррупции Полоцкого райисполкома на 2024 год

План мероприятий по противодействию коррупции в Полоцком райисполкоме на 2024 год

Положение о комиссии по противодействию коррупции в Полоцком райисполкоме

Состав комиссии по противодействию коррупции Полоцкого райисполкома

Стратегия борьбы с коррупцией

Система мер борьбы с коррупцией предупредительного характера

Методические рекомендации Генеральной прокуратуры Республики Беларусь

Типичные нарушения антикоррупционного законодательства

 

Коррупция является одной из глобальных проблем современности. Сегодня она существует во всех странах мира. Ни одно государство, независимо от его социально-экономического и политического устройства, не имеет иммунитета к коррупции.

Все современные государства понимают серьезность порождаемых коррупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества, что подрывает общественные институты и ценности, этические ценности и справедливость и наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку.

В обществе возникли связи между коррупцией и другими формами преступности, в частности организованной преступностью и экономической преступностью, включая отмывание денежных средств. Таким образом, коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.

В связи с чем заключены и подписаны ряд международных договоров о сотрудничестве в этой сфере: Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию и другие документы, которые ратифицированы Республикой Беларусь.

Коррупция ущемляет права и интересы граждан, подрывает их доверие к власти, дестабилизирует экономику, оказывает разрушительное влияние на общество и правопорядок в стране. Защита конституционного строя, обеспечение мира и согласия в обществе, реализация принципов социальной справедливости, создание необходимых условий для поступательного экономического развития – важнейшие приоритеты белорусского государства.

В наиболее общем смысле коррупцию можно определить как использование должностным лицом своего положения в целях получения личной выгоды.

Практика показывает, что на сегодняшний день коррупция проявляется в различных формах. Среди них: взяточничество, вымогательство, протекционизм, лоббизм, незаконное распределение общественных ресурсов, незаконная приватизация, необоснованное предоставление льготных кредитов и заказов, незаконное финансирование политических партий и общественных организаций, др.

Одним из наиболее масштабных нормативных правовых актов, относящихся к сфере антикоррупционного законодательства, является Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года «О борьбе с коррупцией», (далее – Закон).

В статье 1 Закона «О борьбе с коррупцией»  дано понятие коррупции.

Так, коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.

В Законе «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон) в новой редакции реализованы основные законодательные мероприятия, предусмотренные поручениями Президента Республики Беларусь о противодействии коррупции.

Например, Закон содержит основания отказа в назначении на должности руководящих работников, приеме на государственную службу лиц, совершивших преступления, а также уволенных по дискредитирующим основаниям.

Глава государства поставил задачу обеспечить чистоту управленческого аппарата, на руководящие должности в государственные органы и иные организации назначать лиц, которые не скомпрометировали себя совершением преступлений или иных дискредитирующих действий.

Законом предусмотрен запрет на прием на государственную службу лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления против интересов службы либо сопряженные с использованием должностным лицом своих служебных полномочий. Этот запрет не имеет срока действия и полностью исключает прием на государственную службу лиц, совершивших деяния указанной категории.

Основания отказа в назначении на руководящие должности лиц, ранее уволенных по дискредитирующим основаниям, в Законе изложены в соответствии с аналогичными положениями Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».

Закон также предусматривает ограничение права совершивших преступления должностных лиц на пенсионное обеспечение.

Такие последствия могут иметь место только в случае совершения в период прохождения государственной или военной службы тяжких или особо тяжких преступлений против интересов службы либо сопряженных с использованием должностным лицом своих служебных полномочий.

Поскольку государственные служащие и военнослужащие имеют разный правовой статус и для них установлены различные условия и нормы пенсионного обеспечения. Законом предусмотрен различный механизм ограничения права на пенсионное обеспечение в случаях совершения преступлений названной категории:

– для государственных служащих – лишение права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Республики Беларусь от 1 июня 2022 года «О государственной службе в Республике Беларусь» и назначение пенсии только по возрасту;

– для военнослужащих и служащих военизированных организаций   – при исчислении пенсий за выслугу лет оклад по воинскому (специальному) званию учитывается по воинскому (специальному) званию «рядовой»

Указанные нормы должны способствовать предупреждению совершения коррупционных и иных преступлений должностными лицами, которые являются государственными служащими, военнослужащими или проходят службу в военизированных организациях.

Законом установлен механизм изъятия в порядке искового производства имущества, происхождение которого должностное лицо, занимающее ответственное положение или поступившее на государственную службу путем избрания, не может пояснить. Такой иск может быть заявлен только в случаях явного превышения расходов над доходами, которое свидетельствует о приобретении имущества в результате злоупотребления служебными полномочиями.

В Законе предусмотрена обязанность руководителей государственных органов, иных организаций привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также нарушивших ограничения, предусмотренные настоящим Законом, к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. Названные правонарушения являются дисциплинарными проступками, за которые наниматель должен применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные Трудовым кодексом Республики Беларусь.

При реализации норм Закона ожидается усиление предупредительной функции в деятельности правоохранительных и иных государственных органов. Изменения в законодательство преследуют цель сделать совершение преступлений невыгодным, на что, в частности, направлены нормы об ограничении права на пенсионное обеспечение.

Усиление мер ответственности за совершение коррупционных преступлений будет способствовать дальнейшему совершенствованию правового общества.

Борьба с коррупцией требует комплексного подхода, необходимо воспитывать кадровый резерв, проводить соответствующую профилактическую работу в трудовых коллективах.

Законодательство по противодействию коррупции:

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2022 года № 232-З «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией»;

Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-З  «О борьбе с коррупцией»;

Закон Республики Беларусь от 1 июня 2022 года № 175-З «О государственной службе»;

Постановление Совета Министров от 28 февраля 2023 года № 160 «Об участии в управлении хозяйственными обществами»;

«Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в противодействии коррупции» (Заключено в г.Астане (Нур-Султане) 14.10.2022).

 

Граждане и юридические лица вправе направить в Полоцкий районный исполнительный комитет предложения о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к компетенции комиссии по противодействию коррупции Полоцкого районного исполнительного комитета.

 

К предложениям граждан и юридических лиц о мерах по противодействию коррупции и порядку их рассмотрения применяются требования, предусмотренные законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.

В случае несогласия с результатами рассмотрения предложения о мерах по противодействию коррупции гражданин, юридическое лицо вправе направить соответствующее предложение о мерах по противодействию коррупции председателю Полоцкого районного исполнительный комитет

 

Адрес для направления предложений в комиссию: 
211400, Витебская область, г. Полоцк, ул. Толстого, 6.

Комиссии по противодействию коррупции также созданы и функционируют в государственных организациях и хозяйственных обществах с долей государства в уставном фонде 50 и более процентов Полоцкого района, куда граждане и юридические лица также вправе направлять свои предложения о мерах по противодействию коррупции, относящиеся к деятельности данных организаций и хозяйственных обществ.

Последнее изменение 29.05.2024