• Ведущий партнер проекта – фонд «Интеракция»
• Партнер проекта – Полоцкий районный исполнительный комитет
• Период реализации – март 2014 г. – март 2017 г.
• Место реализации – город Полоцк
• Бюджет – ? 334 000, вклад Европейского Союза – ? 299 500 (90%); проект финансируется в рамках программы ЕС «Негосударственные структуры и местные органы власти в деятельности по развитию»
Цель проекта состоит в разработке стратегии по улучшению транспортной системы Полоцка – Плана устойчивой городской мобильности, благодаря которому 85 тысяч полочан смогут передвигаться по городу безопаснее и комфортнее. Эта стратегия будет подготовлена совместными усилиями: местных властей, экспертов, общественных организаций, СМИ, предпринимателей и просто активными горожанами.
«Участие общественности в проекте обеспечивает Общественная рабочая группа по вопросам городской мобильности. Она объединяет представителей полоцких общественных организаций, предпринимателей, СМИ, а также просто активных полочан. Они обсуждают такие вопросы, как, например, улучшение транспортной доступности полоцких микрорайонов или введение платы за парковку. Но самое главное – участники Группы имеют возможность представлять свои предложения местным властям и экспертам», – Антон Родненков, менеджер проекта, фонд «Интеракция»
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В 2004 году на 1000 полочан приходилось 158 машин. Однако только за 6 лет эта цифра почти удвоилась: в 2010 году в Полоцке на 1000 жителей приходилось уже более 300 автомобилей (эти показатели сопоставимы со столичными). В то же самое время количество городских автобусов снизилось почти на 1/3.
Данные тенденции представляют угрозу для городской экологии, безопасности (больше машин – больше аварий) и экономического развития. Пробки и плохо работающий общественный транспорт становятся причинами временных потерь и вредно влияют на психологическое состояние горожан и туристов.
План устойчивой городской мобильности должен стать «дорожной картой», которая усилит возможности властей и граждан Полоцка для создания эффективной транспортной системы, отражающей потребности города. Эта стратегия также коснется вопроса передвижения между Полоцком и Новополоцком, где расположен один из белорусских нефтеперерабатывающих заводов. Два города, по сути дела, образуют одну агломерацию.
Проект также поможет реализовать задачи Плана устойчивого энергетического развития, согласно которому выбросы СО2 в Полоцке должны сократиться на 20% к 2020 году. Этот План был принят в 2012 году, после того, как Полоцк первым в Беларуси присоединился к Пакту мэров. Пакт мэров объединяет более 6000 городов Европы, которые стремятся стать более экологичными и повысить качество жизни своих граждан.
ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (НА ДАННЫЙ МОМЕНТ)
• В апреле 2014 года была образована Рабочая группа проекта, которая контролирует процесс разработки Плана мобильности. В состав группы входят представители Полоцкого районного исполнительного комитета и городских муниципальных служб. Подробнее
• В июле 2014 года свою первую встречу провела Общественная рабочая группа по вопросам городской мобильности.
Сегодня Группа включает в себя представителей нескольких общественных организаций и бизнеса: комитетов территориального общественного самоуправления Полоцка, онлайн-сообщества велолюбителей Новополоцка и Полоцка «Вело НовоПолоцк», радиостанции «Европы Плюс Полоцк», веломагазина «Драйв», магазина проката «Вело-Гараж», Полоцкого районного центра детей и молодежи.
• В сентябре 2014 года были определены две организации, которые теперь занимаются подготовкой текста и технических решений для Плана Устойчивой городской мобильности.
Победителями тендера стали УП «БелНИИПградостроительства» и ОО «Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте» (БАЭС). Они имеют значительный опыт исследования проблем мобильности в Беларуси и за рубежом.
• В феврале 2015 года участники Рабочей и Общественной посетили с обменным визитом немецкий город Дрезден, чтобы ознакомиться с опытом местных властей по улучшению системы передвижения по городу, а также с тем, как к решению транспортных проблем Дрездена привлекаются общественные организации и горожане. Дрезден был выбран для обучающего визита, так как этот город совсем недавно принял собственный план мобильности.
РАБОТА В 2015 ГОДУ
• В течение года эксперты «БелНИИПградостроительства» и «БАЭС» проводят серию исследований текущей транспортной ситуации в Полоцке. Они изучат пассажиропотоки, уровень аварийности на городских дорогах, причины (не)использования общественного транспорта.
На основе этих исследований будут представлены возможные сценарии развития транспортной ситуации в городе: например, сохранение существующей системы дорог и общественного транспорта или же развитие альтернативных способов передвижения по городу благодаря созданию велодорожек.
• Сценарии будут обсуждаться экспертами, властями Полоцка и, конечно же, представителями Общественной рабочей группы, чтобы выбранный вариант транспортного развития Полоцка соответствовал потребностям и интересам всех полочан. В соответствии со сценарием будут составляться уже конкретные и системные меры по решению транспортных проблем города, которые и составят План устойчивой городской мобильности для Полоцка.
• 16-22 сентября 2015 года в Полоцке состоится Европейская неделя мобильноси. Благодаря этому событию горожане смогут узнать о том, как развивают общественный транспорт другие города Европы и почему активное использование велосипедов помогает и городской экологии, и городской экономике. Кроме того, в рамках Европейской недели городской мобильности пройдет день без автомобиля. Будут организованы семинары и выставки о современных подходах к развитию городской мобильности.
Благодаря проекту в Полоцке появится первая оборудованная велодорожка. Полочане будут сами выбирать ее маршрут: варианты и идеи можно будет предлагать в ходе конкурса, намеченного на весну 2016 года (тогда же планируется начать строительство дорожки).
ЦЕЛИ ПРОЕКТА
• Усилить возможности граждан и общественных организаций, а также оказать поддержку местным органам власти и другим заинтересованным сторонам города Полоцка в разработке, реализации и оценке Плана устойчивой городской мобильности (ПУГМ).
• Усилить потенциал и оказать поддержку местным органам власти, общественным организациям и заинтересованным сторонам в их деятельности по планированию устойчивой городской мобильности в Полоцке.
• Повысить роль граждан и общественных организаций в принятии, реализации и оценке общих решений, связанных с планированием городской мобильности в Полоцке.
КОНТАКТЫ
Антон Родненков, менеджер проекта (фонд «Интеракция»), +375 17 334 24 76; +375 25 924 42 13 (моб.); Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Стас Горелик, PR-менеджер (фонд «Интеракция»); +375 17 334 24 76; +375 29 706 73 11 (моб.); Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.