Земельный спор – неразрешенный конфликт между субъектами земельных отношений

Нормативное регулирование правовых отношений по части разрешения земельных споров закреплено в главе 11 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее - Кодекс).

Так, согласно ч. 1 ст. 92 земельные споры, кроме споров, предусмотренных частью второй настоящей статьи, разрешаются областным, Минским городским, городским (города областного, районного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетом в соответствии с его компетенцией и (или) в судебном порядке.

Земельные споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между участниками совместного домовладения, лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков, разрешаются только в судебном порядке.

Земельные споры, связанные с прохождением границ земельных участков, на которые оформлены, выданы правоудостоверяющие документы и в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним совершена государственная регистрация создания земельных участков, подлежат разрешению местными исполнительными комитетами в случаях, если государственная регистрация создания земельных участков будет признана судом недействительной. С требованиями о признании недействительной государственной регистрации создания земельного участка в суд вправе обращаться одна из сторон земельного спора. Если судом будут удовлетворены требования о признании государственной регистрации земельного участка недействительной, то местным исполнительным комитетом подлежит рассмотрению земельный спор по определению границ земельных участков в вышеуказанном порядке.

В случае наличия спора, связанного с нарушениями, допущенными при установлении границ земельных участков, заинтересованным лицом должен быть предъявлен в суд иск о признании недействительной государственной регистрации создания земельного участка.

В случае, когда в ходе рассмотрения местным исполнительным комитетом земельного спора между заинтересованными лицами возникает имущественный спор о праве на недвижимое имущество, то разрешение земельного спора будет возможным после рассмотрения в судебном порядке спора о праве в отношении этого имущества."

Порядок рассмотрения земельных споров закреплён статьёй 93 Кодекса. Земельные споры рассматриваются районными исполнительными комитетами по заявлению одной из заинтересованных сторон.
Земельный спор рассматривается в присутствии заинтересованных сторон (их представителей), а также лиц, в интересах которых установлены ограничения (обременения) прав на земельный участок, в том числе земельный сервитут, и иных заинтересованных лиц. Заинтересованные стороны и лица должны быть уведомлены о времени и месте рассмотрения земельного спора не позднее чем за три дня до его рассмотрения.

Земельный спор должен быть рассмотрен не позднее одного месяца со дня поступления заявления, а спор, не требующий дополнительного изучения и проверки, – не позднее пятнадцати дней. При необходимости проведения специальной проверки, запроса дополнительных материалов районный исполнительный комитет, в который поступило заявление, может продлить указанный срок, но не более чем на один месяц, одновременно уведомив об этом заявителя.

В случае неявки одной из сторон, если от нее не поступило заявления о рассмотрении земельного спора в ее отсутствие, рассмотрение земельного спора откладывается, а течение срока его рассмотрения приостанавливается. Неявка стороны без уважительных причин по повторному вызову не является препятствием для рассмотрения земельного спора.

Районный исполнительный комитет, рассматривающий земельный спор, принимает решение, предусматривающее порядок его исполнения и меры по обеспечению восстановления нарушенных прав землепользователей, которое не позднее пяти рабочих дней направляется каждой из сторон, участвовавших в земельном споре.

Каждая из сторон, участвующих в земельном споре, рассматриваемом районным исполнительным комитетом, имеет право знакомиться с материалами по предмету земельного спора, делать из них выписки или снимать копии, представлять документы и иные доказательства, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения, возражать против ходатайств и доводов другой стороны, получать копию решения по земельному спору и обжаловать его в вышестоящий исполнительный комитет или в суд в течение одного месяца со дня получения копии решения по земельному спору.

Обжалование решения по земельному спору приостанавливает его исполнение.
Лица, нарушившие законодательство об охране и использовании земель, несут ответственность, установленную законодательными актами.