Материалы

Информация для организаций

Налогообложение организаций

 

1. О финансировании строительства молочнотоварных комплексов
В целях завершения строительства (реконструкции) в 2020 году молочнотоварных комплексов Президентом Республики Беларусь 17.07.2020 принят Указ  № 269.
Указом предусмотрено целевое кредитование за счет бюджетных средств организаций перерабатывающей промышленности по утвержденному перечню. Перерабатывающие организации обязаны направить полученные в рамках бюджетных займов денежные средства на финансирование завершения строительства молочнотоварных комплексов в сельскохозяйственных организациях с перечислением денежных средств непосредственно на счета поставщиков, подрядчиков, исполнителей, участвующих в строительстве. 
Между перерабатывающими и сельскохозяйственными организациями должны быть заключены договора на условиях, установленных в Указе. Проценты по этим договорам не включаются перерабатывающими организациями в состав внереализационных доходов для целей налогообложения, а проценты по бюджетным займам – в состав затрат, учитываемых при налогообложении, и внереализационных расходов.
 
2. О вопросах подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации «Uber ML B.V.».
На сайте ООО «Яндекс.Такси» (взаимозависимое лицо «Uber ML B.V.») размещена справка налогового резидентства компании «Uber ML B.V.», а также ее перевод на русский язык (https://driver.yandex/by-ru/uber-docs). Указанная справка представляет собой отсканированное подтверждение постоянного местонахождения компании «Uber ML B.V.» в Королевстве Нидерланды, выданное 14 января 2020 г. компетентным органом Нидерландов на бумажном носителе. 
Соответственно, налоговые агенты вправе представлять в налоговый орган графический образ справки налогового резидентства компании «Uber ML B.V.», размещенный по вышеуказанной ссылке, для применения преференций, предусмотренных Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Королевства Нидерланды об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 26.03.1996.
 
3. О Едином реестре лицензий
Инспекция МНС по Полоцкому району информирует о формировании Единого реестра лицензий (далее – Реестр, ЕРЛ), положение о порядке функционирования которого утверждено постановлением Советом Министров Республики постановления от 24.06.2020 №365 и вступает в силу с 01.07.2020.
Информация, содержащаяся Реестре, является общедоступной, за исключением сведений о физических лицах, имеющих лицензии на право коллекционирования и экспонирования оружия и боеприпасов, а также иной информации, доступ к которой ограничен законодательными актами. Открытый доступ к ЕРЛ возможен по адресу: https://url.nces.by/.
Поиск информации обеспечивается посредством сети Интернет через единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы по следующим реквизитам: 
- регистрационный номер лицензии в ЕРЛ; 
- номер лицензии; 
- сгенерированный QR-код; 
- наименование лицензиата - юридического лица, иностранной организации либо фамилия, собственное имя, отчество физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя; 
- регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей либо учетный номер плательщика; 
- наименование территориальной коллегии адвокатов; 
- статус лицензии (действующая, приостановлена и другое); 
- лицензируемый вид деятельности; 
- составляющая лицензируемый вид деятельности работа и (или) услуга; 
- лицензирующий орган (код, наименование); 
- особые лицензионные требования и условия; 
- территория действия лицензии; 
Кроме того, предоставлена возможность: 
- лицензиатам посредством функций личного кабинета ЕРЛ просматривать выданные им и зарегистрированные в ЕРЛ лицензии, получить регистрационный номер лицензии, сгенерированный QR-код и печатную форму лицензии, контролировать статус выданных им лицензий, просматривать справочную информацию, задавать вопросы оператору ЕРЛ в рамках функционирования ЕРЛ и сохранять историю вопросов-ответов; 
- лицензирующим органам  регистрировать в ЕРЛ лицензии, вносить изменения в соответствующую информацию и просматривать её с учётом истории, осуществлять поиск в ЕРЛ, формировать отчеты, осуществлять контроль взаимодействия между системами ЕРЛ и лицензирующего органа, просматривать справочную информацию, задавать вопрос оператору или владельцу ЕРЛ и сохранять историю вопросов-ответов, получать печатную форму лицензии;
- зарегистрированным пользователям, создавшим учетную запись, использовать функции поиска в ЕРЛ, получать доступ к истории своих запросов из ЕРЛ, задавать вопросы оператору ЕРЛ и сохранять историю вопросов-ответов, просматривать справочную информацию;
- незарегистрированным пользователям проверять лицензию посредством использования функций поиска, создать учетную запись при условии указания адреса электронной почты. 
 
4. О подтверждении страны происхождения товаров 
в целях применения ставки НДС 10%.
В соответствии с подп.2.1 п.2 ст.122 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс) установлена ставка НДС в размере 10% при реализации произведенной на территории Республики Беларусь, а также при ввозе и (или) реализации на территории Республики Беларусь произведенной на территории государств - членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС):
продукции растениеводства (за исключением цветоводства, декоративных растений);
дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции;
продукции пчеловодства;
продукции животноводства (за исключением пушнины);
продукции рыбоводства.
В качестве документов, подтверждающих производство товаров в   государствах-членах ЕАЭС, для целей применения указанной нормы НК могут рассматриваться, в том числе следующие документы: 
декларация о соответствии, 
декларация о происхождении товара, 
сертификат о происхождении товара, 
ветеринарный сертификат, 
фитосанитарный сертификат, 
иные документы, выдаваемые компетентными органами (либо согласованные с ними) в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС и содержащие необходимые сведения (указание на страну / населенный пункт / хозяйство, где выращена, произведена продукция).
Указание поставщиком в товаросопроводительных документах ставки НДС в размере 10% без наличия подтверждающих происхождение продукции документов  не является основанием для применения ставки НДС в размере 10% последующим продавцом.
 
 
 

 

Об инновационной политике

Поощрение производства инновационных и высокотехнологичных товаров (работ, услуг) является неотъемлемой частью государственной политики белорусского государства. Указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2020 №156 утверждены приоритетные направления научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2021-2025 годы, к которым отнесены цифровые информационно-коммуникационные и междисциплинарные технологии, биологические, медицинские, фармацевтические и химические технологии, энергетика, строительство, экология и рациональное природопользование, машиностроение, машиностроительные технологии, приборостроение и инновационные материалы, агропромышленные и продовольственные технологии, обеспечение безопасности человека, общества и государства.
Благоприятные экономические условия развития инновационной активности всех элементов инновационной системы обеспечиваются, в том числе, посредством мер налогового стимулирования. Так, с 01.07.2020 пополнился перечень инновационных товаров собственного производства для целей применения льготы по налогу на прибыль (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2020 №284 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 05.12.2013 №1042»).

Об иностранной безвозмездной помощи.

С 27.08.2020 вступает в силу Декрет Президента Республики Беларусь №3 от 25.05.2020 «Об иностранной безвозмездной помощи». Декретом определены получатели иностранной безвозмездной помощи, цели её использования. Подлежащая регистрации помощь может быть освобождена от налогов, сборов (пошлин) по решению Управления делами Президента Республики Беларусь либо Межведомственной комиссии в зависимости от цели её использования. Освобождение может быть предоставлено по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, налогу при упрощенной системе налогообложения, единому налогу с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, подоходному налогу. Налоговая льгота применяется при дальнейшей безвозмездной передаче вторичным и последующим получателям освобождённых ввозимых товаров, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых за счёт денежных средств, регистрируемых в качестве иностранной безвозмездной помощи и освобождаемых от налогов. Помощь, не освобожденная от налогообложения, включается в состав внереализационных доходов.

О маркировке товарных групп, введенной Российской Федерацией.

Инспекция МНС по Полоцкому району сообщает, что с 12.06.2020 вступают в силу решения Совета Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК) от 18.11.2019 «О введении маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации» (№ 127), «О введении маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации» (№ 128), «О введении маркировки шин и покрышек пневматических резиновых новых средствами идентификации» (№ 129), «О введении маркировки фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек средствами идентификации» (№ 130).

Текст документов доступен на сайте ЕЭК http://www.eurasiancommission.org/ в закладке «Документы» (правовой портал Евразийского экономического союза).

Правительством Российской Федерации уже введена обязательная маркировка средствами идентификации в отношении духов и туалетной воды, шин и пневматических резиновых новых покрышек, фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек, отдельных позиций продукции легкой промышленности.
Маркировка определена в отношении товаров, относящихся в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТНВЭД) к следующим кодам:
- духи и туалетная вода - 3303 00;
- шины и покрышки пневматические резиновые
4011 10 000 3, 4011 10 000 9, 4011 20 100 0, 4011 20 900 0, 4011 40 000 0,
4011 50 000 1, 4011 50 000 9, 4011 70 000 0, 4011 80 000 0, 4011 90 000 0
- фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки
9006 30 000 0, 9006 40 000 0, 9006 51 000 0, 9006 52 000 1,
9006 52 000 9, 9006 53 100 0, 9006 53 800 8, 9006 59 000 1, 9006 59 000 8,
9006 61 000 0, 9006 69 000 1, 9006 69 000 9
- товары легкой промышленности
4203 10 000 0, 6106, 6201, 6202, 6302

При этом запрет на оборот немаркированных товаров легкой промышленности вводится не ранее 1 января 2021 года; шин и пневматических резиновых покрышек - не ранее 1 декабря 2020 года; фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек, а также духов и туалетной воды - не ранее 1 октября 2020 года.

Решениями предусмотрена возможность получения кодов маркировки российского образца субъектами хозяйствования других государств-членов Евразийского экономического союза в отношении товаров соответствующей кодировки по ТНВЭД, поставляемой (экспортируемой) на территорию Российской Федерации.

Выдача кодов маркировки российского образца с момента вступления в силу Решений ЕЭК (12.06.2020) на территории Республики Беларусь осуществляется оператором национальной системы маркировки товаров Республики Беларусь РУП «Издательство «Белбланкавыд».

Внесены изменения в нормативные документы в части определения численности работников

Инспекция МНС по Полоцкому району обращает внимание, что с 19.02.2020 постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29.07.2008 № 92 утратило силу в связи с принятием постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 20.01.2020 №1, в связи с чем, начиная с февраля 2020 года плательщикам необходимо руководствоваться Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденными данным постановлением.

Изменения имеют значение также и для правильности определения списочной численности работников организации, средней численности работников организации за месяц, и среднесписочной численности работников для целей применения налогового законодательства (в том числе единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения).

 

Изменен порядок заполнения налоговых деклараций (расчетов).

Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28 января 2020 г. № 1 (далее – постановление № 1) внесены изменения и дополнения в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» (далее – постановление № 2).

Постановление № 1 вступило в силу с 15.02.2020.

Данным постановлением изменены некоторые формы налоговых деклараций, установленные постановлением № 2, а также уточнен порядок их заполнения.

 

Сроки сдачи годовой бухгалтерской отчетности за 2019 г.

 

Подпунктом 1.4.2 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь установлена обязанность ежегодного представления плательщиками в налоговые органы по месту постановки на учет годовой индивидуальной отчетности, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.

Напоминаем, что такая отчетность представляется в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 31 марта года, следующего за отчетным (за 2019 год - 31.03.2020).
Необходимость представления плательщиками годовой отчетности в налоговый орган отсутствует:
- когда на основании законодательства Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности отсутствует обязанность составления такой отчетности (п. 2ст. 2 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»;
- когда на основании законодательства Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности такая отчетность составляется, но НК не содержит требований для организаций по ее представлению в налоговые органы (часть вторая подпункта 1.4.2 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь).

 

О порядке исполнения налоговых обязательств посредством автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств (АИС ИДО) и применения административной ответственности по статье 13.6 КоАП

В соответствии сУказом Президента Республики Беларусь от 16.10.2018 № 414 «О совершенствовании безналичных расчетов» (далее – Указ № 414)начиная с 1 января2020 г. в республике начала функционировать новая автоматизированная информационная система исполнения денежных обязательств (АИС ИДО).

Внедрение указанного механизма прежде всего направлено на развитие автоматизации процессов бесспорного взыскания денежных средств при исполнении обязательств плательщиков, а также на исключение фактов многократного списания у плательщика со всех счетов одной и той же суммы денежных средств и позволяет упростить порядок осуществления плательщиками* платежей в бюджет в случае недостаточности на их счетах в банках денежных средств и электронных денег в электронных кошельках для исполнения обязательств перед бюджетом в полном объеме.

*Под плательщиками для целей Указа № 414 понимаются юридические лица, в том числе осуществляющие исполнение их денежных обязательств филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц, организации, не являющиеся юридическими лицами, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В упрощенном порядке действие системы выглядит следующим образом.

По поступившим в АИС ИДО платежным требованиям взыскателей и платежным инструкциям плательщиков определяется общая сумма долга плательщика, после чего формируется и направляется в каждый банк плательщика электронный документ, содержащий общую сумму неисполненных денежных обязательств плательщика.

На основании сведений, полученных от банков о наличии денежных средств на счетах плательщика, и его платежной инструкции система формирует платежную инструкцию АИС ИДО (в том числе на частичную уплату) и направляет ее в банк на исполнение в установленной законодательством очередности. При наличии денежных средств производится ее исполнение.

В действующих условиях с целью исключения оснований для применения административной ответственности в соответствии со статьей 13.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) плательщику необходимо своевременно направить в банк платежное поручение (поручения) для исполнения налогового обязательства в полном объеме:

к одному или нескольким счетам – при наличии на них денежных средств, достаточных для исполнения налогового обязательства в полном объеме;

  • к одному из счетов (с последующим направлением банком на исполнение посредством АИС ИДО) – при недостаточности (отсутствии) на его счетах денежных средств для исполнения налогового обязательства в полном объеме.

Справочно: в соответствии с условиями примечания 2 к статье 13.6 КоАП, административным правонарушением, предусмотренным частями 1 - 6 данной статьи, не являются неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если ими не исполнено налоговое обязательство по причине отсутствия на их текущих (расчетных) банковских счетах средств, достаточных для исполнения своевременно направленных плательщиками (иными обязанными лицами) поручений на перечисление сумм налогов, сборов (пошлин) в полном объеме.

Рассмотрим условные ситуации на следующих примерах.

Пример 1. У плательщика открыто 3 счета в банках. На счете в банке №1 сумма денежных средств составляет 10 рублей, на счете в банке №2 – 5 рублей, на счете в банке №3 – денежные средства отсутствуют.

Размер налога (НДС), подлежащего уплате по сроку 22.01.2020, составляет 10 рублей.

В данном случае плательщик 22.01.2020 может направить платежное поручение в банк №1 на уплату НДС в сумме 10 рублей либо платежные поручения в банк №1 на уплату НДС в размере 5 рублей и в банк №2 на уплату НДС в размере 5 рублей.

Пример 2. У плательщика открыто 3 счета в банках. На счете в банке №1 сумма денежных средств составляет 2 рубля, на счете в банке №2 – 3 рубля, на счете в банке №3 – 5 рублей.

Размер налога (НДС), подлежащего уплате по сроку 22.01.2020, составляет 10 рублей.

В данном случае плательщик может направить в банк 22.01.2020:

Пример 3. У плательщика открыто 3 счета в банках, на всех счетах денежные средства отсутствуют или на одном счете сумма денежных средств составляет 2 рубля.

Размер налога (НДС), подлежащего уплате по сроку 22.01.2020, составляет 10 рублей.

В данном случае плательщик направляет в банк 22.01.2020 платежное поручение к любому из имеющихся счетов на уплату НДС в сумме 10 рублей.

ВНИМАНИЮ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРИЁМ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, подключённых к системе контроля кассового оборудования!

С 18.12.2019 в автоматизированной информационной системе контроля кассового оборудования (далее – АИС ККО) реализованы отчет «Продажи по платежным документам за период в разрезе КО (детализация по датам)» (выручка по данным чеков) и отчет «Продажи по данным Z-отчетов в разрезе КО (детализация по датам)» (отчеты 34 и 35), которые доступны для их использования и проведения в январе – марте 2020 г. тестирования.

В отчете «Продажи по платежным документам за период в разрезе КО (детализация по датам)» (выручка по данным чеков) реализована графа «Сумма авансовых платежей (сертификаты)». Отражение сумм авансовых платежей, например, при продаже подарочных сертификатов, возможно при настройке центрами технического обслуживания и ремонта кассовых суммирующих аппаратов (далее – ЦТО) в кассовых суммирующих аппаратах (далее – кассовые аппараты) соответствующей идентификации для чеков продаж подарочных сертификатов (средств иного авансового платежа). Субъектам, работающим с использованием подарочных сертификатов и иного рода авансовых платежей, необходимо обратиться в ЦТО по настройке в используемых кассовых аппаратах соответствующей идентификации по продаже подарочного сертификата, приему иного авансового платежа.

С учетом проведения тестирования в январе – марте 2020 г. новых отчетов, предоставления возможности субъектам хозяйствования настроить кассовое оборудование для учета авансовых платежей в СККО,  до 1 апреля 2020 г. продлевается мораторий по направлению информации, предусмотренной п.8 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка от 06.07.2011 №924/16, т.е.   в случае обнаружения несоответствия информации о сумме денежных средств, отраженной в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), с информацией о сумме денежных средств за этот рабочий день (смену), отраженной в АИС ККО, до 01.04.2019 могут не уведомлять об этом РУП «ИИЦ».

Также в период по 31.03.2019 налоговыми органами при осуществлении камерального контроля в соответствии со ст.73 Налогового кодекса Республики Беларусь в части полноты отражения субъектами хозяйствования выручки не будут приниматься к анализу данные, содержащиеся в АИС ККО.

 

 

 

О льготе по налогу на прибыль
при реализации инновационных товаров

С 01.07.2019 утвержден и действует новый Перечень инновационных товаров (утверждён постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.12.2013 №1042 в редакции от 02.07.2019 №447). Для таких товаров Налоговым кодексом Республики Беларусь (п.7 ст.181) предусмотрено освобождение от налога на прибыль. Условиями для применения льготы являются:
- содержание товаров собственного производства в названном Перечне,
- товары должны быть произведены в период действия сертификата продукции собственного производства (копия сертификата предоставляется в налоговый орган по месту постановки на учет),
- реализация товаров осуществлена в периоде, в котором они содержатся в Перечне,
- при создании товаров используются способные к правовой охране результаты интеллектуальной деятельности, но только те, которые не участвовали в производстве других, ранее включенных в Перечень, и с даты выдачи патентов на которые прошло не более 3-х лет (за исключением патента на изобретение),
- период с 1-го числа месяца признания в бухучете выручки от первой реализации товара и до 1-го числа месяца представления комплекта заявочных документов на включение товара в Перечень в Госкомитет по науке и технологиям не превышает 2-х лет,
- раздельный учет товаров, подлежащих льготированию.

Организации, изготавливающие исключенные из Перечня виды инновационных товаров, утрачивают право на освобождение прибыли от их реализации с 01.07.2019. А организации, производящие включенные в него новые виды товаров, с названной даты при соблюдении всех условий могут воспользоваться льготой по налогу на прибыль.

На портале Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь 04.07.2019 размещена новая версия «Личный кабинет плательщика», предназначенная для всех категорий плательщиков. Вход в него осуществляется по ссылке, расположенной на главной странице официального сайта налоговых органов.

В новой версии представлены электронные сервисы для всех категорий плательщиков – организаций, физических лиц и индивидуальных предпринимателей с возможностью осуществлять авторизацию с помощью учетной записи и пароля, ЭЦП либо мобильной ЭЦП.

Теперь сервис работает на новой технологической платформе. Все сделано так, чтобы плательщикам было максимально удобно и просто. При входе в личный кабинет появляется дополнительное оповещение о задолженности или переплате по налоговым платежам в бюджет.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей представлен новый сервис «Узнать о жалобе», который позволяет просмотреть информацию о направленных обращениях в налоговый орган и состоянии их рассмотрения.

Для юридических лиц вход в «Личный кабинет плательщика» осуществляется только с помощью ЭЦП.
Индивидуальные предприниматели в налоговые органы могут представить налоговые декларации (расчеты) и заявления на осуществление административных процедур в электронном виде только при подписании их ЭЦП.

Обращаем внимание, что использование новой версии личного кабинета плательщика с ключом ЭЦП требует установки на рабочем месте пользователя браузера Internet Explorer версии 11. Старые версии браузера (версии 8,9, и 10) в этом случае не поддерживаются.

До конца текущего года существующая ранее версия личного кабинета организации и индивидуального предпринимателя будет поддерживаться и доступна на портале МНС (http://portal.nalog.gov.by/)

ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ К ВЫЧЕТУ НДС

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет безвозмездно полученных средств бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов вычету не подлежат (ч.1 подп.24.4 п.24 ст.133 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Кодекс)). Указанные суммы НДС относятся за счет этих источников либо на увеличение стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Если удобрения, ядохимикаты, ГСМ были изначально приобретены за счет собственных средств (до перечисления организации средств из бюджета, либо до погашения бюджетными средствами задолженности перед поставщиком), относящаяся к ней сумма НДС может быть принята к вычету на основании электронных счетов-фактур (далее – ЭСЧФ), полученных от продавцов, и подписанных получателем ЭСЧФ (подп.5.1 п.5 ст.132 Кодекса). Но после получения бюджетного финансирования или получения уведомления о том, что задолженность перед поставщиком погашена бюджетными средствами, вычеты должны быть уменьшены на соответствующие суммы НДС.

Для этого на портале ЭСЧФ в личном кабинете надо установить курсор на нужный ЭСЧФ и выбрать действие «Управлять вычетами» (в контекстном меню или по одноименной кнопке). В открывшемся списке возможных управлений вычетами нужно выбрать признак «Не подлежит вычету» и указать дату, с которой действует этот признак (дату получения бюджетного финансирования).

Аналогично вычеты уменьшаются и при поступлении финансирования на удешевление семян. Уменьшение вычетов производят сельхозорганизации, у которых уменьшилась задолженность перед поставщиком за приобретенные семена.

Налоги - инструмент стимулирования инвестиционной привлекательности Республики Беларусь.

Основным двигателем экономики являются, прежде всего, знания, навыки и результаты человеческого труда, представленные в виде новых продуктов или процессов. Сегодня, как обычное явление, воспринимаются видеоконференции, облачные технологии передачи данных, связь в стандарте WiFi.

Обществу необходимо понимать важность государственной политики, направленной на поддержку национальной инновационной системы, так как создание и использование инновационного продукта, охватывая различные сферы жизнедеятельности (медицина, фармацевтика, строительство, охрана окружающей среды, энерго - и ресурсосбережение, промышленные биотехнологии и др.), дает возможность вовлечь в эти процессы в первую очередь молодежь. Государственная поддержка в виде налоговых льгот повышает доступность и привлекательность научных и инновационных процессов, обеспечивая тем самым развитие отношений «человек – бизнес – государство».

Налоговые преференции для субъектов предпринимательской деятельности, выпускающих инновационную и высокотехнологическую продукцию, а также осуществляющих научные разработки и инвестирование соответствующей деятельности, представлены в форме освобождения от исчисления и от уплаты налогов, пониженных ставок, уменьшения налоговой базы.

Так, прибыль организаций, полученная от реализации инновационной и высокотехнологичной продукции собственного производства освобождается от налогообложения, если доля выручки от такой реализации составляет более 50% общей суммы выручки, и облагается по ставке 10% при доле выручки 50% и менее. Пониженная ставка налога на прибыль в размере 10% предусмотрена для научно-технологических парков (далее – технопарк) и их резидентов, центров трансфера технологий.

Технопарки и их резиденты освобождаются от уплаты в пределах 50% налога на прибыль и налога при упрощенной системе налогообложения (УСН), в размере суммы денежных средств, фактически перечисленных ими в соответствующем отчетном (налоговом) периоде в фонд инновационного развития.

В затраты, учитываемые при налогообложении, включаются расходы на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, зарегистрированных в у становленном порядке государственном реестре (далее – НИОКР), в полуторакратном размере (если созданный продукт не является амортизируемым имуществом, например, основным средством, нематериальным активом).

Обороты по реализации на территории Республики Беларусь НИОКР освобождаются от налога на добавленную стоимость.

До 1 января 2020 года капитальные строения (здания, сооружения), их части, а также земельные участки (далее - объекты) научных организаций и технопарков освобождаются от налога на недвижимость и земельного налога. Кроме того, до 1 января 2020 года организации, передающие объекты в аренду (иное возмездное или безвозмездное пользование) научным организациям и технопаркам, также имеют право на льготу по налогу на недвижимость и земельному налогу в части этих объектов.

Резиденты Парка высоких технологий вправе применить освобождение по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, а подоходный налог для сотрудников компаний-резидентов Парка составляет 9%.
При этом наличие специальных льгот не лишает субъектов права применять и общеустановленные преференции по налогам.

Инспекция МНС по Полоцкому району

О преференциях, действующихдля субъектов Оршанского региона.

Для определения максимально комфортных условий и отработки наиболее рациональных подходов к развитию регионов республики Президентом Республики Беларусь подписан Указ №506 от 31.12.2018. Экспериментальным объектом программы, утвержденной данным Указом, явился Оршанский район. Основная задача – это стимулирование предпринимательской деятельности, создание привлекательных условий её осуществления, что, в конечном итоге, должно повлечь стабильность и увеличение поступлений в бюджет. Основной стимул - налоговые льготы.

Так, субъекты хозяйствования Оршанского района освобождаются от уплаты НДС при ввозе технологического оборудования. Ставка налога для них при упрощенной системе снижается до 2% - при реализации работ, услуг и до 1% - при реализации товаров собственного производства. Отсрочка по уплате налогов будет происходить без процентов за ее использование. Повышены предельные размеры инвестиционного вычета. Кроме того до 31.12.2023 на территории Оршанского района вводится мораторий на проведение выборочных проверок, а для внеплановых проверок установлен перечень случаев их проведения.

Для использования преференций в рамках Программы необходимы:
- регистрация в Республике Беларусь с местом нахождения (жительства) в Оршанском районе,
- осуществление производства товаров (работ, услуг) собственного производства на территории Оршанского района,
- действующий сертификат продукции (работ и услуг) собственного производства.

С более полной информацией можно ознакомиться на сайте Министерства по на логам и сборам Республики Беларусь http://www.nalog.gov.by в разделе «О развитии Оршанского района Витебской области», а также разделе «ИМНС по Витебской области» «Пресс-центр» «Новости».

Инспекция МНС по Полоцкому району

ОРГАНИЗАЦИЯ АЗАРТНЫХ ИГР - ПОД КОНТРОЛЕМ

Порядок осуществления деятельности в сфере игорного бизнеса урегулирован Указом Президента Республики Беларусь от 10.01.2005 №9 (с изменениями и дополнениями). В данной сфере перечни видов деятельности и видов азартных игр являются закрытыми. Так, на территории Республики Беларусь можно осуществлять такие виды деятельности, как содержание букмекерской конторы; содержание зала игровых автоматов; содержание казино; содержание тотализатора. Разрешены организация и проведение: букмекерской игры; игры в карты; игры в кости; игры на игровых автоматах; игры тотализатора; цилиндрической игры (рулетки). Указом Президента Республики Беларусь от 07.08.2018 №305 введено понятие «виртуальное игорное заведение», а организаторам азартных игр предоставлено право при соблюдении определенных требований и условий осуществлять деятельность по содержанию такого заведения с использованием как национального, так и иностранного сегмента сети Интернет.

С 1 апреля 2019 г. увеличен возрастной ценз для посещения игорных заведений, в том числе виртуальных игорных заведений, и для участия в азартных играх. Теперь организаторам азартных игр запрещается допускать в игорное заведение, виртуальное игорное заведение, а также к участию в азартных играх физических лиц, не достигших 21-летнего возраста (ранее в игорные заведения допускались лица с 18 лет).

Кроме того, с 01.04.2019 объекты налогообложения налогом на игорный бизнес ставятся на учет мониторинговым центром (ранее обязательная регистрация осуществлялась налоговыми органами). 

Физическое лицо может самостоятельно ограничить себя в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх на срок от шести месяцев до трех лет лично обратившись с письменным заявлением к любому организатору азартных игр на территории Республики Беларусь с одновременным предъявлением документа, удостоверяющего личность.

В случае если физическое лицо вследствие участия в азартных играх ставит себя и (или) свою семью в тяжелое материальное положение, оно может быть ограничено в посещении игорных заведений и участии в азартных играх на указанный срок родственниками по решению суда.

Организаторам азартных игр запрещается допускать в игорное заведение и к участию в азартных играх физических лиц, ограниченных (самоограниченных) в посещении игорных заведений и участии в азартных играх.

За нарушение законодательства в сфере игорного бизнеса административная ответственность предусмотрена ст.12.11, а также п.4 ст.12.7 КоАП.

Инспекция МНС по Полоцкому району

О предоставлении отчетности

Инспекция МНС по Полоцкому району напоминает о необходимости представления в налоговый орган годовой индивидуальной отчетности не позднее 01.04.2019.

Отчетность не предоставляется:
- бюджетными организациями;
- некоммерческими организациями, не осуществляющими предпринимательскую деятельность (в т.ч. религиозные, общественные и другие организации, соответствующие требованиям п.3 ст.46 Гражданского кодекса Республики Беларусь);
- иностранными организациями, не осуществляющими деятельность, рассматриваемую как деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство
- крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (КФХ), ведущими на 31.12.2018 бухгалтерский учет в книге учета доходов и расходов КФХ;
- организациями, применяющими УСН и ведущими учет в книге учета доходов и расходов (без ведения бухучета).

Плательщики НДС, а также плательщики, среднесписочная численность работников которых за 2018 год составляет 15 человек и более представляют такую отчетность в виде электронного документа. Другие категории могут представлять отчетность на бумажном носителе либо в виде электронного документа свободного формата «Отчет с вложением» (при этом такие плательщики вправе представить отчетность в электронном виде по установленным форматам).

О курортном сборе

Физические лица, находящиеся (проживающие не менее суток) в расположенных на территории Республики Беларусь санаторно-курортных организациях, профилакториях, оздоровительных центрах (комплексах), образовательно-оздоровительных центрах, оздоровительных лагерях, спортивно-оздоровительных лагерях, домах (базах) отдыха, пансионатах (далее - оздоровительные организации), являются плательщиками курортного сбора.

Если физические лица бесплатно направляются на оздоровление и санаторно-курортное лечение за счет средств государственного социального страхования и республиканского бюджета или в рамках страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (т.е. физическое лицо не производит доплату собственными средствами либо средствами организации, профсоюзной организации и т.п.), необходимость исчисления и уплаты курортного сбора в отношении всей стоимости путевки не возникает.

*При частичной оплате стоимости таких путевок физическими лицами за счет собственных средств курортный сбор уплачивается с суммы такой оплаты.

Поскольку санаторно-курортные и оздоровительные организации информацией о размере оплаты путевок собственными средствами физических лиц не располагают, исчисление курортного сбора производится на основании представляемой физическим лицом заверенной копии чека (иного платежного документа), подтверждающего одномоментное внесение физическим лицом денег в уплату путевки, либо заверенной записи в путевке о сумме денежных средств, подлежащей оплате (оплаченной) физическим лицом.

Копии документов (записи) заверяются выдавшим путевку специалистом представительства Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения либо уполномоченным лицом выдавшей путевку организации (комиссии) по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения, созданной в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 №542.
Дети, направляемые в оздоровительные (спортивно-оздоровительные) лагеря по путевкам, стоимость которых удешевлена за счет средств государственного социального страхования или республиканского бюджета, либо направленные в лагеря с круглосуточным пребыванием по бесплатным путевкам, плательщиками курортного сбора не являются.

Если же дети находятся в оздоровительных (спортивно-оздоровительных) лагерях по путевкам, стоимость которых полностью оплачивается родителями (в том числе профсоюзной либо иной организацией), то в такой ситуации курортный сбор подлежит уплате исходя из всей стоимости путевки.

Внесение плательщиком сумм курортного сбора оздоровительной организации производится не позднее последних суток нахождения физического лица в такой организации. Взимание курортного сбора до момента прибытия физического лица в оздоровительную организацию не производится.

Если физическое лицо оплатило в 2019г. сумму сбора, исходя из полной стоимости путевки, и впоследствии подтвердило, что частичная или полная оплата произведена из средств государственного социального страхования, республиканского бюджета или в рамках страховых выплат по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то производится перерасчет курортного сбора.

Местным Советам депутатов базового территориального уровня предоставлено право устанавливать, вводить в действие (или не устанавливать, не вводить в действие сбор) либо прекратить действие ранее введенного ими сбора.

На территории Полоцкого, Браславского и Миорского районов ставка сбора составляет 5%.

Оздоровительные организации не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в налоговый орган по месту постановки на учет информацию о перечислении курортного сбора в произвольной форме. Налоговая декларация (расчет) по курортному сбору не представляется.

Инспекция МНС по Полоцкому району

Об СКНО

Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь 29 июня 2018 года принято постановление № 514/9 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее – постановление).

Так, сроки запрета на использование кассовых суммирующих аппаратов и билетопечатающих машин (далее - КСА), с даты первой регистрации которых в налоговом органе истекло 6 лет, продлены до 01.01.2020.

Постановлением также предусматривается продление сроков осуществления приема наличных денежных средств и (или) банковских платежных карточек с применением КСА без установленного средства контроля налоговых органов (далее – СКНО) для юридических лиц, заключивших гражданско-правовой договор на установку, обслуживание, снятие СКНО, а также для индивидуальных предпринимателей (за исключением этапов, в соответствии с которыми субъекты хозяйствования и используемые ими кассовые аппараты уже подключены к СККО).

сроки установки СКНО на кассовое оборудование

Лица, обязанные установить СКНО

СРОК

заключения договора на установку СКНО

установки СКНО на кассовое оборудование (при условии заключения договора с РУП «ИИЦ»)

Юридические лица в городах областного подчинения и г.Минске

до 1 февраля 2018 г.

до 1 мая 2019 г.

Юридические лица в городах районного подчинения

до 1 июня 2018 г.

до 1 сентября 2019 г.

Юридические лица на всей территории Республики Беларусь

до 1 июля 2018 г.

до 1 октября 2019 г.

Индивидуальные предприниматели в городах областного подчинения и г.Минске

до 1 сентября 2019 г.

до 1 ноября 2019 г.

Индивидуальные предприниматели в городах районного подчинения

до 1 октября 2019 г.

до 1 декабря 2019 г.

Индивидуальные предприниматели на всей территории Республики Беларусь

до 1 ноября 2019 г.

до 1 января 2020 г.

К городам областного подчинения относится 10 городов: г. Брест, г. Барановичи, г. Пинск, г. Витебск, г. Новополоцк, г. Гомель, г. Гродно, г. Жодино, г. Могилев, г. Бобруйск.

К городам районного подчинения относится 102 города:

Брестская область: г. Береза, г. Белозерск, г. Ганцевичи, г. Дрогичин, г. Жабинка, г. Иваново, г. Ивацевичи, г. Коссово, г. Каменец, г. Высокое, г. Кобрин, г. Лунинец, г. Микашевичи, г. Ляховичи, г. Малорита, г. Пружаны, г. Столин, г. Давид-Городок;

Витебская область: г. Браслав, г. Верхнедвинск, г. Глубокое,
г. Городок, г. Докшицы, г. Дубровно, г. Лепель, г. Миоры, г. Дисна,
г. Орша, г. Барань, г. Полоцк, г. Поставы, г. Сенно, г. Толочин, г. Чашники, г. Новолукомль;

Гомельская область: г. Буда-Кошелево, г. Ветка, г. Добруш, г. Ельск, г. Житковичи, г. Туров, г. Жлобин, г. Калинковичи, г. Мозырь, г. Наровля, г. Петриков, г. Речица, г. Василевичи, г. Рогачев, г. Светлогорск, г. Хойники, г. Чечерск;

Гродненская область: г. Волковыск, г. Скидель, г. Дятлово, г. Ивье, г. Лида, г. Березовка, г. Мосты, г. Новогрудок, г. Островец, г. Ошмяны, г. Свислочь, г. Слоним, г. Сморгонь, г. Щучин;

Минская область: г. Березино, г. Борисов, г. Вилейка, г. Воложин,
г. Дзержинск, г. Фаниполь, г. Клецк, г. Копыль, г. Крупки, г. Логойск, г. Любань, г. Заславль, г. Молодечно, г. Мядель, г. Несвиж, г. Марьина Горка, г. Слуцк, г. Смолевичи, г. Солигорск, г. Старые Дороги,
г. Столбцы, г. Узда, г. Червень;

Могилевская область: г. Быхов, г. Горки, г. Кировск, г. Климовичи, г. Кличев, г. Костюковичи, г. Кричев, г. Мстиславль, г. Осиповичи, г. Славгород, г. Чаусы, г. Чериков, г. Шклов.

 Порядок приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет: что новенького?

С 07.07.2018 вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 29.12.2017 № 1040/17 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16».

Порядок использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов,а также приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр претерпел некоторые изменения.

Так, субъектами хозяйствования, оказывающими услуги по предоставлению (сдаче внаем (поднаем)) жилых помещений, при оказании услуг по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии, и сдаче внаем (поднаем) жилых помещений (за исключением жилых помещений в гостиницах, санаториях, домах (базах) отдыха, оздоровительных центрах (комплексах), домах охотника), садовых домиков, дач, в том числе для краткосрочного проживания, прием наличных денежных средств может осуществляться без использования кассового оборудования и (или) платежных терминалов.

Одновременно введена обязанность по использованию кассового оборудования при приеме наличных денежных средств для:
- организаторов общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в учреждениях общего среднего образования, профессионально-технического образования, специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах), средних школах - училищах олимпийского резерва, специализированных учебно-спортивных учреждениях;
- индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по использованию платных туалетов;
- медицинских работников структурных подразделений государственных организаций здравоохранения, расположенных в сельских населенных пунктах, осуществляющих розничную торговлю медицинской техникой, изделиями медицинского назначения и другими товарами аптечного ассортимента.

Наряду с привычным кассовым оборудованием, которое теперь обязательно должно быть оснащено средствами контроля налоговых органов, для проведения операций по приему наличных денежных средств будет использоваться и программная кассовая система, которая представляет собой комплекс, включающий программные кассы, программно-аппаратные средства оператора программной кассовой системы и иные элементы, предназначенные для учета кассовых операций и взаимодействия с системой контроля кассового оборудования.

О налоговом консультировании

Указом Президента Республики Беларусь от 19 сентября 2017 г. № 338 «О налоговом консультировании» (далее – Указ) введен институт налогового консультирования как отдельный вид предпринимательской деятельности.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа деятельность по налоговому консультированию юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, может осуществляться:

  • гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства, получившими квалификационный аттестат налогового консультанта в порядке, установленном Указом, являющимися членами Палаты налоговых консультантов и зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя;
  • коммерческой организацией, в штате которой состоит работник, являющийся налоговым консультантом, при условии, что данная организация является основным местом его работы.

Налоговое консультирование включает:

  • консультирование по вопросам налогообложения, в том числе в части применения налогового законодательства в конкретных ситуациях с учетом обстоятельств, имеющихся у консультируемого лица, подготовку рекомендаций (заключений) по вопросам налогообложения, включая определение оптимальных решений;
  • оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, в том числе жалоб;
  • представительство интересов консультируемых лиц в налоговых правоотношениях в налоговых и иных государственных органах, организациях на основании договора возмездного оказания услуг по налоговому консультированию.

Деятельность по налоговому консультированию может осуществляться в виде оказания отдельных услуг либо в их комплексе. Налоговые консультанты страхуют профессиональную ответственность и отвечают за ошибки, допущенные в ходе выполнения своих функций.

Подробная информация об институте налогового консультирования, а также перечне налоговых консультантов размещена на официальном сайте Министерства по налогам и сборам www.nalog.gov.by в разделе «Налоговые консультанты».

pdf  Особые условия налогообложения при осуществлении розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания в сельской местности и малых городских поселениях индивидуальными предпринимателями 
doc  О некоторых вопросах налогообложения в свете норм Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 №7 «О развитии предпринимательства»
doc  О ставках по единому налогу на вмененный доход в 2018 году

Об обращениях в компетентные органы

Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон) установлена обязанность заявителя подавать обращения в организации, индивидуальным предпринимателям в соответствии с их компетенцией. Указом Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 №498 (с изменениями и дополнениями) «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» установлена компетенция государственных органов и организаций, ответственных за разъяснения отдельных вопросов, возникающих в той или иной сфере деятельности. Кроме того, Указом предусмотрено, что обращения подлежат рассмотрению по существу в соответствии с компетенцией органами, расположенными в пределах той административно-территориальной единицы, на территории которой возникли вопросы.

Инспекция МНС по Полоцкому району во избежание лишней переписки, а также для соблюдения требований законодательства при направлении обращений в компетентные органы напоминает гражданам и субъектам хозяйствования (Полоцкий, Миорский, Браславский регион), что в инспекцию МНС по Полоцкому району (211400, г. Полоцк, ул. Свердлова, 9, электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ; сайт http://www.nalog.gov.by) следует обращаться по вопросам налогообложения.

Рассмотрение других вопросов осуществляется соответствующими компетентными органами. Так, например:
- классификация видов экономической деятельности (с присвоением кода в соответствии с ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности») – Главное статистическое управление по Витебской области (210601, г. Витебск, ул. Ленина, 10а; электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ; сайт http://belstat.gov.by);
- вопросы лицензирования – соответствующий государственный орган, уполномоченный согласно Положению, утвержденному указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», осуществлять лицензирование;
- вопросы бухгалтерского учета, оформление первичных учетных документов – Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь по Витебской области (210026, г. Витебск, ул. Ленина, 17; сайт http://www.minfin.gov.by);
- вопросы осуществления банковских операций, проведения расчетов – обслуживающий банк, Главное управление Национального банка Республики Беларусь по Витебской области (210015, г. Витебск, ул. Ленина, 17; сайт http://www.nbrb.by);
- ремесленная деятельность, вопросы осуществления предпринимательской деятельности, порядка приема наличных денежных средств, использования КСА и СКС, вопросы установки СККО, вопросы оборота алкогольной и табачной продукции, маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, обращения нефтяного жидкого топлива – инспекция МНС по Витебской области (210010, г.Витебск, ул. Гоголя, 8, электронный адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ; сайт http://www.nalog.gov.by);
- деятельность в сфере агроэкотуризма – сельские исполкомы, отделы образования, спорта и туризма местных исполкомов (211400, г. Полоцк, ул. Толстого,6, сайт http://polotsk.vitebsk-region.gov.by);
- вопросы землеустройства и землепользования – сельские исполкомы, землеустроительные службы местных исполкомов (211400, г. Полоцк, ул. Толстого,6, сайт http://polotsk.vitebsk-region.gov.by);
- взносы и платежи в бюджет ФСЗН – Полоцкий районный отдел Витебского областного управления ФСЗН (211400 г. Полоцк, ул. Толстого,6);
- вопросы осуществления деятельности в сфере торгового и бытового обслуживания, ценообразования - сельские исполкомы, отделы торговли и услуг местных исполкомов (211400, г. Полоцк, ул. Толстого,6, сайт http://polotsk.vitebsk-region.gov.by).

Для получения услуг правового характера можно обратиться в юридическую консультацию либо к лицам, имеющим специальные разрешения на оказание юридических услуг (перечни лиц размещены на сайте www.minjust.by).

Полный Перечень органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах деятельности опубликован в сети Интернет http://www.pravo.by.